Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Перед учителем физической культуры стоит важная задача в развитии физических качеств школьников, включая мышечную силу, которая оказывает влияние на здоровье, внешность, физическую и умственную работоспособность. Это важно для всех, особенно для школьников, так как школьный период формирует основу для будущей самостоятельной жизни.
Специальные силовые упражнения помогают увеличить силу, исправить недостатки телосложения и положительно воздействуют на сердечно-сосудистую систему.
Одним из изменяющихся факторов является небрежное отношение школьников к своему здоровью, например, курение и злоупотребление алкоголем. Все эти факторы негативно сказываются на заинтересованности в занятиях физической культурой. В настоящее время лишь 10% молодежи регулярно занимается спортом.
Необходимо отметить ухудшение физической подготовленности современного поколения. Современная молодежь проявляет меньший интерес к активному отдыху или обычным прогулкам с друзьями и предпочитает проводить время за компьютерами, включая игры и социальные сети.
Эти факторы являются основными причинами развития у учащихся физических проблем, таких как нарушение осанки, ухудшение зрения, повышение артериального давления и избыточный вес. Все перечисленные факторы способствуют возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, проблемы дыхательной системы и нарушению обмена веществ.
Процесс освоения трудовых, спортивных, бытовых и других двигательных навыков проходит более успешно, если человек имеет выносливые и тренированные мышцы, гибкое тело и умение контролировать свои движения. Важно понимать, что развитие физических способностей является основой для овладения новыми двигательными навыками, успешной адаптации к трудовым и бытовым операциям, а также важнейшим компонентом общего состояния здоровья.
Основная цель многолетнего воспитания силы как физического качества у школьников заключается в их всеобъемлющем развитии и обеспечении возможности достижения высоких результатов в различных видах спорта, трудовой деятельности и других формах двигательной активности.
Цель работы: заключается в теоретическом обосновании и практической оценке методики развития силовых способностей у старших школьников.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего школьного возраста в контексте развития силы.
Предмет исследования: методика развития силы в рамках физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить теоретические основы развития силовых способностей у старших школьников;
2. раскрыть основные цели воспитания силовых способностей старших школьников;
3. изучить и проанализировать способы и методы развития силы у старших школьников в общеобразовательных учебных заведениях;
4. составить комплекс упражнений для развития силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сила как физическое качество и её виды
Среди основных качеств, влияющих на возможность и результаты двигательной активности, долгое время выделялось качество под названием -«сила». Этот термин обобщенно означает способность мышц противостоять механическим и биомеханическим силам, преодолевая их напряжением, обеспечивая тем самым эффективность действий (вопреки препятствующим силам, таким как сила притяжения, инерции, сопротивление окружающей среды и т. д.). В последние время выражение «силовые способности» все чаще используется вместо термина «сила» в указанном контексте.
Одной из причин этого является то, что термин «сила» имеет множество значений и широко используется в различных областях знания и практики (например, в механике, технике, физиологии, психологии, где он приобрел свое собственное содержание). Следует отметить, что сила как характеристика человека не следует путать со силой как измеряемой механической характеристикой взаимодействия тел (например, когда сила оценивается как произведение массы на ускорение). Исследования также выявили различные силовые способности человека, такие как собственно силовые и скоростно-силовые, которые проявляются в различных видах двигательной активности [10; с. 170-172].
Сила - представляет собой способность человека преодолевать или противостоять внешнему сопротивлению путем использования мышечной силы.
Сутью силы действия является результат взаимодействия мышечной тяги, возникающей из функциональной активности мышц. Через мышечную тягу осуществляются психофизиологические процессы, превращаясь в механическую работу по преодолению внешних сопротивлений или противодействию внешним силам. Сила действия измеряется в килограммах и зависит от внешних условий, расположения тела в пространстве, а также от функционального и психического состояния человека.
Отягощения препятствуют усилиям человека придать движение неподвижным объектам или остановить их передвижение в пространстве. При увеличении массы объекта, например, увеличении веса штанги, сила действия увеличивается, а скорость его перемещения снижается. Максимальная сила действия, которую человек может проявить, достигается, когда передвижение объекта становится невозможным из-за того, что скорость его равна нулю.
При минимальной массе объекта его скорость будет максимальной, однако сила действия будет значительно меньше максимально возможной. Когда человек пытается остановить движение объекта, например, ядра в легкоатлетическом метании, сила действия увеличивается пропорционально как массе объекта, так и его скорости. При удержании объекта сила действия возрастает только пропорционально увеличению массы объекта.
Внешние условия выполнения движения оказывают разнонаправленное влияние на проявление силы действия. Например, при одинаковой скорости передвижения сила действия больше в водной среде, чем в воздухе. При прыжках к заданной цели, например, на высоту одного метра, сила действия будет меньше при отталкивании от гимнастического мостика, чем при отталкивании от жесткой опоры.
Положение тела и его частей в пространстве влияет на силу действия из-за различного растяжения мышц при различных начальных позициях человека. Чем больше мышца растянута, тем больше сила проявляется (например, при метании увеличение амплитуды движения увеличивает силу действия).
Проявление силы действия также зависит от соотношения фаз движения и дыхания. Максимальная сила действия проявляется у человека при натуживании по крайней мере по двум причинам:
- во-первых, из-за рефлекторного повышения функционального состояния скелетных мышц (при натуживании происходит интенсивное раздражение рецепторов легких, известное как «пневмомускульный рефлекс»);
- во-вторых, из-за увеличения внутреннего давления в брюшной полости за счет активности брюшного пресса [13; с. 125-128].
Функциональное состояние мышц определяется особенностями контроля центральных и периферических компонентов двигательной системы, которые регулируют уровень мышечного напряжения во время выполнения двигательных действий.
Это состояние зависит от нескольких факторов:
- частоты импульсов, поступающих из центральной нервной системы (чем выше частота импульсов, тем больше напряжение может развиться в мышце);
- количества активируемых двигательных единиц (чем больше единиц в работе, тем сильнее мышца);
- а также от ее вязкости, упругости, эластичности, возбудимости, скорости сокращения, наличия источников энергии и интенсивности их производства.
Психическое состояние определяет уровень волевого усилия, прилагаемого для преодоления внешних сопротивлений или сопротивления внешним силам.
Если оценка уровня мышечного напряжения проводится без учета условий выполнения действия и психического состояния человека, то применяется термин «мышечная сила», а не «сила действия» [7; с. 33].
Существует различие между абсолютной и относительной силой действия человека. Абсолютная сила определяется как максимальное мышечное напряжение без учета массы тела, в то время как относительная сила вычисляется как отношение абсолютной силы к массе тела.
У людей с примерно одинаковым уровнем тренированности увеличение массы тела приводит к росту абсолютной силы, но снижает относительную силу. Это объясняется тем, что увеличение массы тела пропорционально его объему (кубу линейных размеров), в то время как сила действия пропорциональна физиологическому поперечнику мышцы (квадрату линейных размеров).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьев В.Г. Основы теории и методики физического воспитания. - Камянец - Подольский: 2012. - 382 с.
2. Бальсевич В.К. Здоровье - в движении! - М.: Проспект, 2013. - 344 с.
3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 1. - 2014. - С. 23 - 25.
4. Бартош О.В. Сила и основы методики её воспитания // Методические рекомендации. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2014. - 471 с.
5. Барков В. А. Педагогические исследования в физическом воспитании / В. А. Барков, А.М. Полещук, Д.В. Тихон - Гродно: ГрГУ, - 1995.
6. Белякова Г. Н. Некоторые аспекты совершенствования физического воспитания / Г. Н. Белякова // Адукацыя i вихавання. - №5 - 2000.
7. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 2014. – 128с.
8. Городилин С. К. Основы общей теории физической культуры / С. Городилин // Учебн. пособие по курсу «Теория и методика физической культуры и спорта» для ст-тов спец-ти. — П. 02.02. - Физическая культура - «Гродно, 1996».
9. Гужаловский А.А., Ворсин Е.Н. Физическое воспитание в школе / А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин // Метод. пособие. - Мн.: Пламя, 1988.
10. Дихтярев В. Я. Этика силы / В. Я. Дихтярев // Физическая культура в школе. - №4 - 2001.
11. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка. - М.: Аквариум, 2012. - 442 с.
12. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 382 с.
13. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура. - М.: Академия, 2014. - 269 с.
14. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки // Методические основы развития физических качеств. - М.: Лептос, 2013. - 588 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 196 с.
16. Зибаров О.И. К вопросу о перестройке системы физического воспитания в учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. - № 7 - 2014. - С.234 - 247.
17. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: ИНФРА, 2013. - 437 с.
18. Коледа В. А. Медведев В. А. Особенности физического воспитания школьников и студентов Гомельского района / В. А. Коледа, В. А. Медведев. - Гомель - 1999.
19. Коробейников Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников. - М.: Высшая школа - 1989.
20. Кряж В. Н. Введение в гуманизацию физического воспитания / В. Н. Кряж. - Мн. - 1996.
21. Комков А.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физ. культура: воспитание, образов., тренировка. - №1. - 2012. - С.2-5.
22. Конеева Е.В. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 558 с.
23. Коростелёв Н.Б. Найденное время. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 394с.
24. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. - Киев: Аврора, 2012. - 355 с.
25. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
26. Лях В.И. Физическая культура в школе // Физическая культура. - № 6. - 2014. - С.36 - 44.
27. Лях В.И. Мой друг - физкультура. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
28. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов. - М.: Просвещение, 2014. - 296 с.
29. Матвеев Л.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории / Л.П. Матвеев, С. Б. Мельников. - М.: ФИС - 1991.
30. Межуев В. Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома / В. Б. Межуев // Физическая культура в школе. - №4 - 2001.
31. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников / Б.Н. Минаев, Б. Шиян. - М.: Просвита - 1989.
32. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в школе / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвита - 1990.
33. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Физкультура и спорт - 1998.
34. Семеренский В. И. Развивая силовые качества / В. И. Семеренский // Физическая культура в школе. - №5 - 1995.